Куприков Евгений Николаевич

В далекие 1990-е годы в лабораторию изобразительного искусства Института художественного образования Российской академии образования вошел седовласый невысокого роста мужчина и разложил на столе детские гравюры, которые поразили сотрудников своей выразительностью, размерами и тщательностью проработки композиции. Это был руководитель изостудии подмосковного города Электроугли Евгений Николаевич Куприков, который в 1950-е годы сотрудничал с изосектором Научно-исследовательского института художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР (НИИ ХВ АПН РСФСР, ныне ФГБНУ «ИХОиК РАО»). Куприков всегда интересовался научно-методическими исследованиями в области художественного воспитания подрастающего поколения и хотел возобновить сотрудничество с лабораторией изобразительного искусства. Он узнал о современном конкурсе детского рисунка, организованном в рамках выставочного проекта «Передвижная выставка» (1994-2015 гг.), и решил принять в нём участие.

С 1999 года Евгений Николаевич стал активным членом общественного движения педагогов-художников «Передвижничество», которых объединяла исследовательская работа по апробации нового содержания художественного образования по программе «Природа и художник» (автор Т.А. Копцева). Воспитанники Евгения Николаевича стали постоянными участниками ежегодно проводимых конкурсов детского рисунка дошкольных и школьных образовательных учреждений. В итоге, в коллекции Института художественного образования и культурологии РАО собралась уникальная подборка творческих работ юных художников 3-16 лет из города Электроугли Московской области – рисунки и линогравюры детей – участников пятнадцати передвижных выставок.

Становление педагогического пути этого педагога было непростым. Родился Евгений Николаевич 26 мая 1931 года в г. Ногинске. Мама была потомственной текстильщицей. Мать Клавдия Михайловна и младшая сестра Галина всю жизнь проработали на ткацкой фабрике. Из детских воспоминаний Евгению Николаевичу особо запомнилась жизнь семьи в станице Удобная Армавирского района Краснодарского края (1939-1940 гг.). Это время оставило в памяти восьмилетнего мальчика яркий след. Горы, огороды без заборов, поля конопли и кукурузы, детские игры на природе, совместные рыбалки с отцом, который в то время работал учителем русского языка в местной школе.

Евгений Николаевич вспоминает, что на уроке рисования в ходу были только простые карандаши, а на уроке музыки пели песни по «пролеткультовским» программам, утвержденным Наркомпросом. Однако на уроках звучали не только «серьезные песни», но и народные, забавные:

Митька и Петька сделали дуду,
Ай, дуду, дуду, сделали дуду.
Митька и Петька влезли на забор,
Ай, дуду, дуду, влезли на забор.
Митька и Петька грянули в дуду,
Ай дуду, дуду, грянули в дуду....

В станице Удобной в 1939 году в рамках проведения Олимпиады по искусству велась подготовка к 15-ти минутному спектаклю «Пан и крестьяне», в котором мальчики класса принимали живое участие. Евгений не стал исключением. Сюжет мини-спектакля носил пропагандистский характер и влиял на воспитание младших школьников: пан обирает крестьян, грозно говорит и забирает имущество, приходит Красная армия и освобождает крестьян. Ребятам нравилось работать над спектаклем, создавать незамысловатые костюмы и декорации.

В то время семья жила на съемной квартире, электричества не было, нищенская зарплата отца позволяла питаться лишь мамалыгой (кукурузной кашей) да кукурузными лепешками. Мать все время сетовала на невозможность купить что-то из одежды ни детям, ни себе. В 1939 году в станице существовал натуральный обмен продуктами. Например, чтобы купить чулки, нужно было отдать продавцу 100 куриных яиц.

Станица находилась далеко от индустриальных центров, поэтому появление на улице машин было большой редкостью. Евгений Николаевич с восторгом вспоминает, с каким азартом он с мальчишками бегал в столбе пыли, который оставляли редко проходящие грузовые машины.

В 1940-ом году мать и дети вернулись в собственный дом в Ногинск, где жила бабушка. В военные годы приусадебное хозяйство помогло облегчить голод.

Во время Великой Отечественной войны отец Николай Кириллович ушел на фронт и погиб.

В Ногинске мама купила мальчику шесть цветных карандашей, с которых и началась его любовь к рисованию. Первоначально это было увлечение процессом: он рисовал, что придется, и лишь спустя какое-то время начал рисовать с натуры.

Учился в средней семилетней школе в Ногинске. Особое влияние в то время оказал на него педагог Скороходов Георгий Селиверстович, который, закончив Саратовское художественное училище, не смог принять насаждавшийся тогда стиль кубизма, ушел из училища и после войны стал работать в общеобразовательной школе. «Помню, – вспоминает Е.Н. Куприков, – как мы рисовали с натуры гранату, кубики и горшки. Учились рисовать перспективное сокращение предметов: вдаль уходящие деревья и дома».

Однажды Евгений нарисовал рисунок-копию «Осла» из книги «Жизнь животных» А.Э. Брэма и показал учителю. Несмотря на то, что рисунок был несовершенен, педагог похвалил его и объяснил основы объемного изображения животных, рассказал о светотени и пропорциях. В дальнейшем Скороходов Г.С. учил юного художника сравнивать предметы, различать тональность, видеть объект изображения целостно, выделять главное в рисунке. С этого момента Евгений начал самостоятельно системно заниматься изобразительной деятельностью, особенно ему полюбилось рисование с натуры.

Е.Н. Куприков

Его друг, Гусев Виктор Семенович (1928 г.р.), был постарше, он учился в средней художественной школе при Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова. Друг всегда подсказывал юному Евгению, что и как правильно нужно рисовать, вдохновлял его на изобразительное творчество, давал много полезных советов по рисунку и живописи.

По окончании 7 класса в 1946 г. Евгений Николаевич поступил в Московский техникум кислородного машиностроения, сдал экзамены, не любя физику и алгебру. После техникума по распределению поехал в Красноярск, но по причине заболевания мамы туберкулезом вернулся домой, работал на Ногинском заводе Кардолента технологом (чертил чертежи), потом перешел на завод топливной аппаратуры, сменным мастером.

В 1955 году он начал работать в Ногинском Доме пионеров руководителем изостудии. Каждую неделю там были культурные мероприятия, для которых Евгений Николаевич писал лозунги, объявления, рисовал афиши. Здесь ему пригодился опыт его школьного учителя Г.С. Скороходова. Поначалу Евгений Николаевич старался подражать своему педагогу, используя его методы преподавания. Но потом стал вносить в свою систему обучения новые формы организации художественной деятельности детей. Его ученики рисовали на мольбертах, собирали вместе с педагогом природные материалы, формировали натурный фонд (горшки, драпировки, муляжи и др.), вместе с учителем ставили натюрморты не из гипсов, а из предметов народного быта и предметов близкого детям окружения, ходили на этюды на реку Клязьму.

С 1955 г. Куприков стал слушателем курсов в Институте повышения квалификации и познакомился с деятельностью сотрудников Научно-исследовательского института художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР (НИИ ХВ АПН РСФСР), встречался с автором программы по рисованию В.В. Колокольниковым, изучал опыт работы детских изостудий в Москве (педагог В.С. Щербаков) и Ленинграде (педагог С.Д. Левин), делился своими наработками в области преподавания изобразительного искусства детям в условиях дополнительного образования.

На семинаре в Московском институте повышения квалификации учителей рисования Евгений Николаевич впервые познакомился с линогравюрой. В изостудии он вместе с детьми стал внимательно изучать гравюры В.А. Фаворского и других известных граверов СССР. Собрал большую коллекцию книг, иллюстрированных гравюрами. Над одной линогравюрой дети работали долго: создавали эскизы, переносили зеркальное изображение на линолеум, постигали технические особенности этой техники. Порой, создавая иллюстрации к литературным произведениям, приходилось делать несколько оттисков, чтобы получить удовлетворительный результат.

В 1957 году Е.Н. Куприков стал руководить изостудией в Детском Доме культуры г. Электросталь. Основными видами деятельности детей были рисование с натуры и пленэры. В этот период особое влияние на его педагогическую работу оказал Борис Александрович Овчинников-Новочадовский. Будучи театральным художником первой категории, он показывал молодому учителю свои творческие работы: эскизы, рисунки, плакаты. Совместное их обсуждение и общение по вопросам истории искусства обогащало Евгения Николаевича новыми впечатлениями, насыщало его художественный опыт интересной информацией, которую он стремился передавать детям.

Поход с учениками по местам партизанских боёв 1941 года в Рузском районе Московской области

В это же время он познакомился с художников Олегом Александровичем Свирским, студентом художественно-графического факультета педагогического института в Москве. В 1960-ом году Свирский приглашает его порисовать натуру в качестве вольнослушателя.

Евгений Николаевич вспоминает: «Приехал на Солянку, помню толстую натурщицу, которую рисовал долго, понравилось. Мне позволяли рисовать и с группами 3, 4, 5 курсов портрет (живопись). Уровень студентов был слабым. Преподаватели ко мне привыкли, уговаривали поступать, чтобы получить диплом».

Наибольшее влияние на развитие творчества Евгения Николаевича оказал педагог-художник Кареев Георгий Степанович. Он обучал академическому рисунку, давал хорошую рисовальную школу и графический навык. На занятиях в институте, рисуя с натуры гипсовые слепки и натурщиков, участвуя в пленэрах и выставках, Евгений Николаевич приобретал не меньше художественной практики, чем студенты вуза.

В те времена бытовало утверждение о том, что «скоро, вот-вот наступит коммунизм», когда не будет профессий, все, кто пожелает, например бухгалтер или повар, во второй половине дня будут рисовать. В стране осуществлялась реализация программы «эстетического всеобуча» (Общесоюзная комплексная программа эстетического воспитания населения СССР, 1957 г.). Многие известные художники, например, скульптор М.Г. Манизер, организовывали рисовальные классы для народа. Евгений Николаевич проучился на таких курсах с 1962 по 1966 гг. и получил диплом рисовальных классов при Суриковском институте.

В 1962 г. Куприков Е.Н. переезжает в г. Электроугли Московской области, организует детскую изостудию и преподаёт искусство детям в доме культуры «Керамик». Летом работает руководителем изостудии в пионерском лагере «Дружба». Иллюстрация была одним из самых доступных форм приобщения детей к изобразительному искусству и книжной графике. Книгу можно было рассмотреть на любом занятии.

Куликов Никита, 9 лет, иллюстрация к рассказу А.П. Чехова "Каштанка"

Много времени в эти годы Евгений Николаевич проводит в изофонде Государственного литературного музея, знакомится с авторскими иллюстрациями к литературным произведениям. Посещает с учениками музеи М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, дом-музей В.М. Васнецова, музей народного декоративно-прикладного искусства и другие. «Путешествия в музей» имели практическую, как бы сейчас сказали, продуктивную направленность. «Детей нельзя было оторвать от творческого процесса, – вспоминает Евгений Николаевич, – в Абрамцеве дети рисовали с утра до вечера».

Систематические поездки в музеи становятся яркими, запоминающимися, просветительно-воспитательными событиями в жизни детей и формой исследовательско-поисковой работы педагога. С членами изостудии он едет в Дом-музей А.П. Чехова в Мелихово. Знакомство с директором музея Юрием Константиновичем Авдеевым – художником, энтузиастом, знатоком и ценителем творчества писателя, «поднявшего из небытия» дом-музей, на многие годы связало Е.Н. Куприкова с этим человеком. Авдеев Ю.К. с 1962 года организовал пять выставок детских иллюстраций к произведениям А.П. Чехова. В этих выставках самое активное участие принимают члены изостудии Дома культуры г. Электроугли, руководимой Е.Н. Куприковым.

Вова Потапов, 16 лет, иллюстрация к рассказу А.П. Чехова "Мужики"

В 1967 г. в семье Куприковых рождается дочь Ирина. Супруга Евгения Николаевича, Нина Дмитриевна Гусева, работала заведующей лабораторией исследовательского института г. Электроугли, она всегда поддерживала увлечения дочери изобразительным творчеством. С приходом Ирины в детский сад Евгений Николаевич связывает начало своей педагогической деятельности с дошкольниками. Поскольку в детском саду приобщение к изобразительному искусству осуществлялось «по старинке», то молодой отец решил на общественных началах вести занятия рисования в детском саду. В своих методах он шел «на ощупь», исходя из возрастных особенностей дошкольников и их детских увлечений. Старался проводить занятия интересно, подходил к ним «с выдумкой», используя игровые ситуации. Он увлекал детей процессом рисования, и малыши достигали выразительных результатов.

После того, как дочь пошла в школу, Евгений Николаевич последовал за ней и провел собственный педагогический эксперимент с 1 по 7 класс, организуя образовательный процесс на взаимодействии классных и внеклассных форм изобразительной деятельности. Ученики класса, в котором училась дочь Ира, были «первопроходцами пленэрной практики», участниками первых «походов в природу», которые организовывал их учитель рисования.

Дочь всегда с интересом вспоминает «необычные путешествия» со своим отцом и членами изостудии по разным маршрутам. Приобретенный опыт творческой деятельности на природе, занятия в изостудии отложили отпечаток на ее дальнейшую жизнь. Окончив МИИГАиК (Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии), она стала работать картографом в Москве.

Ученики Евгения Николаевича на пленэре в деревне Посевьево Московской области (1963 г.)

В 1962 г. в Доме культуры «Керамик» скульптор-керамист Николай Иванович Левин организовал занятия художественной керамикой для детей и взрослых, которые с интересом посещал Е.Н. Куприков. Он много времени отдал изучению технологии изготовления керамических изделий, процессу обжига, создал серию оригинальных объемных и рельефных работ из глины. Увлекшись керамикой, стал ежегодно принимать участие в творческих выставках, показывая свои авторские работы.

В летний период Евгений Николаевич руководит изостудией в пионерском лагере «Дружба» (с 1966 по 1976 гг.). Художественная работа в этом лагере в те годы была хорошо поставлена: 50 юных художников имели возможность работать красками на больших столах. Педагог-художник активно изучал с детьми окружающий мир, учил «смотреть во всю мочь», проводил пленэры, водил ребят в телятник, в деревню Ивашево, на Обуховский ковровый комбинат, а потом просил рисовать по памяти, отражая в рисунке полученные впечатления.

Рисунки юных художников, созданные во время пленэров и в изостудии отличались особой выразительностью, отражали реальную жизнь и интересы ребят, были созданы на высоком художественном уровне. Поэтому не удивительно, что ребята стали побеждать на разных конкурсах, их работы стали ежегодно экспонироваться на окружных, городских, региональных и международных выставках. В Доме культуры функционировала постоянно действующая экспозиция детского изобразительного творчества. Это была своеобразная форма творческого отчета педагога, демонстрирующая результативность его методов преподавания и эффективность, разработанной им системы художественного обучения детей и подростков.  

Пленэр на окраине города Горького (1968 г.)

За участие в Международных выставках юные художники Евгения Николаевича были награждены 236 медалями, из них 105 золотых.

Активное участие в конкурсно-выставочной деятельности опять привело Е.Н. Куприкова в изоотдел НИИ ХВ АПН РСФСР. Там он познакомился с педагогами-исследователями-методистами Г.В. Лабунской, В.С. Щербаковым и другими, которые были членами жюри международных конкурсов и давали консультации педагогам-художникам. Он с интересом изучал научно-методические труды сотрудников исследовательского института, по просьбе сотрудников НИИ разрабатывал методические рекомендации и программы дополнительного художественного образования.

С 1970-ых годов началась экспериментальная апробация нового содержания образования по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» для общеобразовательных школ, которая была разработана коллективом научных сотрудников НИИ ХВ АПН СССР и педагогов под руководством Б.М. Неменского. Евгений Николаевич постоянно участвует в заседаниях комиссии эстетического воспитания детей при Союзе художников СССР (1972-1982 гг.). Много времени проводит в специальной библиотеке при Правлении Союза художников СССР (Гоголевский бульвар, д. 10).

Педагог-художник и ныне с добрым чувством вспоминает библиотекаря Антонову Музу Ивановну, которая оказывала ему всяческое содействие в поиске интересующей его литературы. В это время он продолжает знакомиться с научными фондами Московского Государственного Литературного Музея. Педагог-исследователь говорил, что там специалисты-филологи научили его правильно читать прозу и поэзию.

В рамках повышения квалификации учителей Е.Н. Куприков посещает занятия в Музее архитектуры имени А.В. Щусева. Лекции, которые он охотно слушал, читал Е.А. Роземблюм, С.О. Хан-Магомедов и другие дизайнеры и искусствоведы.

Период 1970-80-ых гг. в жизни педагога-художника связан с активным изучением программ художественного образования средних и высших учебных заведений, в которые поступали выпускники его изостудии, поиском оптимального содержания системы занятий по дополнительному художественному образованию детей и подростков. Он пишет доклады, делает сообщения на научно-практических конференциях и семинарах, которые проходят в рамках проведения опытно-экспериментальной работы по программам, созданным под руководством Б.П. Юсова и Б.М. Неменского;  разрабатывает и использует в своей работе несколько новых наглядных пособий по обучению рисованию с натуры; принимает участие в Московском областном конкурсе программ по художественному обучению в изостудии, где ему присваивается почетное третье место.

В это время Е.Н. Куприков знакомится с опытом работы Валентины Николаевны Полуниной, накопившей большой и ценный материал по приобщению детей и подростков к народному декоративно-прикладному искусству и фольклору. На встречах с педагогами-художниками она рассказывает о своей коллекции произведений декоративно-прикладного искусства, народных костюмов, предметов быта (ковши, резные ложки и т.п.). Евгения Николаевича поразило то огромное количество собранных ею народных игрушек и, особенно матрешек, а также ее методы работы с детьми в изостудии.

Знакомство с коллекцией Полуниной способствовало организации Евгением Николаевичем поисковых поездок со школьниками в места народных промыслов (Вятка, Каргополь, Калуга, Филимоново и др.) и сбору игрушек в коллекцию изостудии. Как отмечает Куприков Е.Н., «собранный материал пробуждал у детей активный интерес к народному декоративно-прикладному искусству. На занятиях с детьми керамикой пригодились все народные приёмы лепки, с которыми мы познакомились во время поездок». 

Будучи с ребятами в г. Кирове, в течение недели члены изостудии ежедневно посещали мастерскую Н.П. Трухиной на фабрике Вятских глиняных игрушек (1981 г.). Евгений Николаевич вспоминает: «Профессиональный фотограф нашей группы Алексей Зайцев фотографировал работу рук мастерицы во время лепки. Мы же сидели вокруг за столом (10 человек) и, глядя на работу мастерицы, лепили что-то свое подобное».

За 60-летний период педагогической работы Евгений Николаевич в разное время побывал со своими студийцами во всех городах Золотого Кольца России и Поволжья (Горький, Углич, Мышкин, Касимов, Самара и др.). Посетили Каргополь, Архангельск и их окрестности. Небольшими группами путешествовали по реке Онеге до села Верховье. Были в городе Вельске Вологодской области. Многократно побывали в Украине: Львове, Киеве, Самборе, Разлуче, Ужгороде, Коломые, Косове, Каневе, Брацлаве, Бердянске, Ивано-Франковске и других местах. На Урале были в Миассе, Тургояке, Челябинске. Посетили Ленинград и его окрестности, Новгород, Псков, Печоры и Ригу. На Кавказе были в Пятигорске, Кисловодске и Минеральных водах. Проехали по многим туристическим маршрутам и памятным местам Московской области.

Во время дальних поездок дети встречались с коллективами изостудий других городов от Урала до Карпат и вместе с ними проводили не только пленэры, но и свободное время. В рамках программы по профориентации учитель со своими учениками посещал промышленные предприятия (фабрики народных промыслов, текстильные и ковровые комбинаты и т.п.). Педагог отмечал, что детям нравилось наблюдать реальный процесс работы и непосредственно видеть, как трудятся люди у станков.

Евгений Николаевич сохранил журнал записей всех дальних многодневных поездок по СССР с 1966 по 1986 гг., который имеет безусловную практическую ценность и вызывают исследовательский интерес. После 1990-ого года поездки на пленэр продолжались, «но они уже были платными», с грустью отмечает педагог.

Ученики Евгения Николаевича на пленэре в городе Кирове (1986 г.)

Самой эффективной формой работы с детьми Евгений Николаевич считал четырехдневные пленэры в древнерусских городах: Суздаль, Владимир, Ярославль, Гороховец, Вязники, куда он ездил с детьми с 1966 г. по 1990-е гг. Для юных художников ставилась определенная программа, оговаривалось количество этюдов, которые нужно сделать в течение летней практики (10 композиционных зарисовок в день и обязательное посещение местных музеев).

Например, в первый день ребятам предлагалось выбрать место для рисования, при наличии в городе краеведческого музея, посетить его, чтобы иметь общее представление об истории, архитектуре и плане города. Занятия начинались после завтрака с 10.00, продолжались до 14.00, потом был обед, а затем опять рисование с 15.00 до 18.30. На одну зарисовку отводилось от 30 до 45 минут. Вечером, после ужина, сидя на койках, дети дорисовывали по памяти сделанные днем работы. Каждый день обязательно нужно было сделать не менее 10 рисунков, некоторые ученики успевали выполнять по 12-14 работ, рисуя карандашом, фломастером, акварелью или гуашью.    

Двенадцатидневные пленэры были менее плодотворными, считал педагог, так как дети расслаблялись, много времени уходило на переезд в другой город, что отвлекало от главного – пленэрной практики. Изобилие нового, увиденного детьми впервые (архитектура, пейзаж, музеи, общение друг с другом и т.п.), накапливало у детей небольшую усталость, притупляло чувство «удивления».

Эффективно и плодотворно работала группа детей из 10-12 человек. В многодневных поездках всегда был помощник руководителя группы, бывший студиец, а на тот момент времени, студент архитектурного института или художественного училища (2-3 курс). «Больше 25 лет я работал со студийцами в таком режиме, – отмечает Е.Н. Куприков, – профсоюзная организация мне и детям давала путевки». Путешествовали и пешком, и на автобусах, и на электричках по историческим местам боевой и трудовой славы, по революционным и ленинским местам, побывали в окрестностях города Электроугли. Такие поездки помимо пленэров всегда сопровождались экскурсиями, встречами с интересными людьми, задушевными беседами, поэтому оставляли в памяти студийцев приятные воспоминания.

В летних поездках дети получали много полезной информации, обогащались практическим опытом больше, чем за весь учебный год работы в изостудии. Основываясь на летних впечатлениях, в осенне-зимне-весенний период в изостудии ребята делали гравюры по мотивам пленэрной практики, создавали по 3-6 выразительных линогравюр (формат А3, А4, А5), работали над сюжетными тематическими композициями.

Евгений Николаевич Куприков на занятиях с детьми в студии

Особое внимание учитель уделял и ныне уделяет работе над иллюстрацией. В его доме и в изостудии собрана богатая библиотека. Евгений Николаевич трепетно относится к иллюстрируемому детьми тексту литературного произведения, его содержанию. Он нацеливает деятельность детей на поисковую работу по историческому костюму, архитектуре, мебели, посуде и т.п., ратует за вдумчивое отношение к созданию оригинальной композиции. Педагог считает, что ремесло является важной частью работы. Оно помогает юным художникам более полно выразить себя в творчестве. «Главное – это содержание, композиция, – наставляет учитель, – материал и технические приемы – всегда средство достижения задуманного».

С середины 1980-ых годов Е.Н. Куприков плодотворно сотрудничает с домом-музеем А.П. Чехова в Москве. Члены его изостудии принимают участие в шести выставках, организуемых этим музеем.

Первая выставка отражала содержание рассказов Чехова. На ней были выставлены иллюстрации, которые студийцы выполнили разными художественными материалами: акварелью, карандашами, гуашью. Особую выразительность имели линогравюры. Экспозиция второй выставки состояла из иллюстраций к произведениям Чехова учащихся четырех изостудий городов Электроугли, Самбор, Миасс, Москва. Третья выставка, которая состоялась в Доме-музее А.П. Чехова, представляла иллюстрации к одному рассказу «Белолобый». Особенность четвертой выставки состояла в том, что наряду с рисунками, были представлены объемные глиняные поделки членов изостудии из г. Электроугли к рассказу «Белолобый».

Евгений Николаевич Куприков на занятиях с детьми в студии

«Подготовка к Пятой выставке была самой длительной», – отмечает педагог. Выставка называлась «Чеховская Москва» и была приурочена к 850-летию г. Москвы. Чтение фельетонов и рассказов Чехова, пешие путешествия по улицам Москвы, сбор фактических материалов, заняли у студийцев два года. В итоге на выставке «Чеховская Москва» были представлены рисунки и объемные глиняные персонажи (10-12 см), а так же большое керамическое панно.

Приобретя опыт долгосрочной работы над произведениями А.П. Чехова, члены изостудии под руководством своего педагога два года работали над темой «Пушкинская Москва». Одноименная выставка состоялась в 1999 году и была посвящена юбилею А.С. Пушкина. «В процессе работы над иллюстрациями к пушкинским произведениям обнаружилась тесная связь сюжетов произведений А.П. Чехова и А.С. Пушкина. Возникла идея к 140-летию А.П. Чехова в 2000 году организовать выставку детских иллюстраций «Пушкин и Чехов».

В этой выставке приняли участие ребята двух изостудий из Московской области: из г. Электроугли (руководитель Е.Н. Куприков) и из поселка Всеволодово, которой руководила ученица Е.Н. Куприкова Шилина Маргарита Ивановна. На выставке была представлена новая техника – батик, а также линогравюра, рисунки карандашом и красками, керамика, созданные детьми 6-15 лет по мотивам произведений А.П. Чехова и А.С. Пушкина.

«Когда читаю Чехова детям, – пишет в «Чеховском вестнике» Е.Н. Куприков, – то в анализе прочитанного стараюсь навести их на мысль, что это о нас написано, надо только читать повнимательнее и понимать написанное. Для нас Чехов – это современный писатель. Поэтому так много с увлечением работаем над его произведениями в детской изостудии г. Электроугли» (Куприков Е.Н. Для нас Чехов – современный писатель // Чеховский вестник №7, 2000).

Шестая выставка, связанная с творчеством А.П. Чехова, состоялась в подмосковном Павловском Посаде. Называлась она «Чехов и Левитан». Выставка была приурочена к 140-летию двух друзей - Чехова и Левитана.

В 1970-80–е гг. Евгений Николаевич Куприков работает в тесном контакте с лабораторией изобразительного искусства Института художественного воспитания АПН СССР, которую возглавлял Борис Петрович Юсов (сотрудники лаборатории: Т.Б. Донцова, Г.С. Лепский, М.Н. Семенова, Ю.Н. Протопопов, А.В. Щербаков). В этот период важной страницей творческой биографии Евгения Николаевича является участие в деятельности жюри международных конкурсов, организованных редакцией газеты «Пионерская правда» и Союзом художников СССР. «Была создана комиссия по эстетическому воспитанию и отбору лучших рисунков, которую возглавлял Народный художник России Борис Михайлович Неменский, – вспоминает Евгений Николаевич. – Я вместе с другими учителями был включен в рабочую группу международных конкурсов».

Поскольку на эти конкурсы детского рисунка поступало огромное количество рисунков, которые негде было хранить, то члены жюри по окончании конкурсов могли забрать рисунки, которые не стали экспонатами выставки. Евгений Николаевич вспоминает, что однажды, приехав в редакцию газеты «Пионерская правда», он увидел в маленькой комнате массу зарубежных детских рисунков, которые лежали на столах. Ему было разрешено взять несколько рисунков для фонда изостудии.

Так постепенно у него накопилась коллекция международных рисунков, интересных по темам и композиции, выразительных, отражающих национальное своеобразие той или иной страны. Особенно запомнились Евгению Николаевичу рисунки из Японии и Индии. Они привлекали внимание своим колоритом, необычными художественными техниками и материалами, которых в то время еще не было в России. Показывая зарубежные детские рисунки своим студийцам, Куприков Е.Н. старался разнообразить темы для рисования, вводить в образовательную программу новые техники резания линогравюры.

В 1981 году от Дома дружбы по программе ССОД (Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами) Евгений Николаевич с группой педагогов ездил в ГДР. За 14 дней делегация побывала в 9 городах, посетила много художественных музеев, встретилась с немецкими педагогами-художниками. Профессор высшей школы графики из Дрездена подарил ему книги по методике преподавания изобразительного искусства детям в германских школах (1-10 класс). Советские учителя, в свою очередь, подарили немецким учителям книги, матрешки, медведей и другие глиняные игрушки, созданные детьми в изостудиях. Международные поездки способствовали не только обмену опытом с зарубежными коллегами, но и обогащали художественно. «Такие творческие командировки необходимы педагогу-художнику для его профессионального роста и самообразования», – считает Евгений Николаевич.

В 1989 году Е.Н. Куприкову было присвоено звание «Заслуженный работник культуры России».

Е.Н. Куприков     Е.Н. Куприков

За свою 60-летнюю педагогическую деятельность он собрал уникальную коллекцию детского рисунка, линогравюр и керамики народных мастеров Вятки, Филимонова, Каргополя и других мест. Он автор многих статей, методических разработок и программ дополнительного образования, куратор выставочных проектов детского рисунка, осуществляемых в городе Электроугли. Воспитанники этого педагога-художника в период с 1955 по 2015 год становились победителями городских, региональных и международных конкурсов, участниками выставок, организованных разными государственными и общественными организациями, музеями, редакциями газет и журналов.

На протяжении пятнадцати лет он входит в состав общественно-педагогического движения «Передвижничество», находится в тесном контакте с сотрудниками Института художественного образования и культурологии Российской академии образования (Н.Н. Фомина, Т.А. Копцева, Ю.Н. Протопопов и др.). Педагоги-передвижники, перевозя рисунки из одного образовательного учреждения в другое, из одного города – в другой, из России – в другие страны мира способствуют пропаганде детского изобразительного творчества, а также популяризации эффективных форм и методов педагогического руководства изобразительной деятельностью детей 3-17 лет в образовательных учреждениях разного типа.

Е.Н. Куприков

Рисунки воспитанников Евгения Николаевича - участников 15 передвижных выставок, вошли в состав Международной коллекции детского рисунка ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования». Содержание и художественная форма рисунков и линогравюр раскрывают педагогические особенности и уникальность творческого метода преподавателя. Детские рисунки, линогравюры и сочинения опубликованы в трех книгах, написанных Е.Н. Куприковым: «Откровения детской души», «Здесь мы живем», «По левитановским местам Владимирской области». Некоторые рисунки и линогравюры, созданные детьми в изостудии, были опубликованы в журналах «Искусство в школе», «Мурзилка», «Пионер», «Юный художник», «АRT TEACHER» и др., в каталогах передвижных выставок «Семейный альбом» (2002), «Природа и художник» (2004), «Мир нашему дому» (2005), «Литературные образы в детском рисунке» (2005), «Музыка и мы» (2007), «Путешествие по Италии и Испании» (2008), «Путешествие по Франции» (2009), «Мой учитель» (2010), «Человек и вселенная» (2011), «Сказки братьев Гримм в детском рисунке» (2012), «Не даром помнит вся Россия…» (2012), «Музей и мы» (2012), «Наши кошки» (2013), «Собака – верный друг» (2014), «Я вижу мир» (2015) и др.       

Материал подготовлен Т.А. Копцевой